Коала, или сумчатый медведь, единственный вид одноименного семейства сумчатых. Коала напоминает плюшевого мишку. Мех у коала пепельно-серый или серо-бурый, иногда рыжеватый или красноватый на спине, иногда серебристый, более светлый на брюхе. Голова, большая и широкая, имеет уплощенное «лицо», маленькие, далеко расставленные глаза и большие уши, свободный кран которых покрыт длинной шерстью. Короткое и широкое тело оканчивается рудиментарным хвостом.
Когти у коала сильные и острые, особенно на двух пальцах, противостоящих один другому. Большой палец лишен когтя. Когти, которые коала вонзает в кору деревьев, достаточно сильны, чтобы выдерживать вес животного. Движения коала крайне медленны; неспособный к тому, чтобы спасаться бегством, он стал чрезвычайно флегматичным. Обычно молчаливый, в случае опасности он может подавать голос. Испуганный или раненый коала кричит и «плачет», как ребенок. Образ жизни преимущественно ночной. Днем он часами сидит совершенно неподвижно. Даже если он не спит, то так же молча, не двигаясь, смотрит по сторонам.
При встрече с человеком коала дружелюбны. Они прекрасно приручаются. Однако брать их на руки нужно осторожно, так как у них очень острые когти. В неволе коала очень привязываются к ухаживающим за ними и часто ведут себя, как избалованные дети: «плачут», когда от них уходят, и успокаиваются, если их ласкают. Наоборот, если к ним слишком пристают, то они защищаются зубами и когтями.
Питание коала очень специализировано: взрослый зверь питается исключительно листьями эвкалиптов, в связи с чем у него чрезвычайно сильно развита слепая кишка, достигающая в длину 2,4м. Детеныш коала вначале ограничивается молоком матери. Некоторых в неволе вскармливали и коровьим молоком. За исключением молока, коала почти никогда не пьют, довольствуясь влагой, содержащейся в листьях.
Обычно коала предпочитает свежие молодые побеги эвкалиптов. Листья он измельчает и пережевывает, накапливая получившуюся массу в защечных мешках. Он питается листьями лишь определенных видов эвкалиптов. В Новом Южном Уэльсе он поедает обычно листья голубого и серого эвкалиптов, которые отличаются большим содержанием эвкалиптового масла. В штате Виктория это в основном эвкалипт «манна», как отметил в 1931 г. Н.Вернетт, создатель сиднейского Коала-парка.
Чтобы прокормить двух зверей из Виктории, Бернетту пришлось в течение 6 месяцев, пока коала «привыкали» к местным, сиднейским эвкалиптам, привозить из Виктории свежие листья «манны». По Э.Трафтону, излюбленную пищу коала различных районов Австралии составляют 12 видов эвкалиптов. С.Рейд кормил своих коала в Квинсленде листьями 18 видов. За день взрослому коала, по подсчетам Н.Бернетта, необходимо около 1,1 кг листьев эвкалипта. Даже голодая, коала не ищет замены этой пищи другими растениями.
Питание листьями эвкалипта тем более удивительно, что в них иногда содержится опасный яд — синильная кислота. А.Пратт нашел синильную кислоту в молодых побегах и установил, что, например, в побегах сахарного эвкалипта содержится достаточно этого яда, чтобы убить барана. Крупный рогатый скот также отравляется им. Не исключено, что придирчивость коала в выборе листьев разных видов эвкалиптов вызвана именно тем, что они умеют распознавать этот яд или оценивать его дозу, велика она или безопасна.
Коала размножается только один раз в два года. Самцы менее многочисленны и имеют обычно гарем из нескольких постоянных самок (до пяти самок на одного самца). Призывный крик самца иронически описан А.Сколлан. Она говорит об ужасе новичка-переселенца, услышавшего ночью звук, представляющий собой «нечто среднее между храпением толстого пьяницы, скрипом двери на заржавленных петлях и ворчанием чем-то недовольной свиньи». Впрочем, добавляет она, «для чьих-то мохнатых ушей это прекрасная музыка, ведь это песня любви коала».
Сумка коала открывается назад и имеет одну пару сосков. Беременность длится 30—35 дней. Родится больше самок, чем самцов. Обычно рождается один детеныш, двойни очень редки. При рождении детеныши имеют в длину всего 15—18 мм и массу около 5,5 г.
В природе коала не имеет врагов. Хищники отказываются от его мяса — может быть, потому, что оно чересчур пропитано эвкалиптовым маслом. Таким образом, у него нет врагов, кроме человека. До прихода людей коала был распространен на большей части территории Австралии. Появившиеся аборигены изредка охотились на него. Из-за охоты, засух, частых пожаров, эпизоотии и других причин коала полностью исчез из Западной, а затем и из Южной Австралии еще до появления европейцев. К моменту прибытия белых переселенцев ареал коала ограничивался восточными штатами (Виктория, Новый Южный Уэльс, Квинсленд), однако белые обнаружили его не сразу и долгое время почти не причиняли ему вреда.
Благодаря специфическому характеру питания коала водится только в Австралии. А какой зоопарк отказался бы иметь у себя такого интересного зверя? Авиационное сообщение с Австралией разрешило трудную задачу кормления коала во время длительного морского путешествия. Многочисленные виды эвкалиптов с успехом растут в различных странах; эти плантации вполне могли бы обеспечить питанием нескольких коала. В 1956г. в зоологический сад Сан-Диего в Калифорнии завезли трех коала. Несомненно, такие опыты могут увенчаться успехом, если окружить коала такими же заботами, какими они окружены в зоопарках Австралии.
До появления европейцев основной причиной смертности коал были эпизоотии, засухи и пожары. В XIX—XX веков коала стал объектом промысла из—за своего густого меха. Только в 1924 году из восточных штатов было экспортировано 2 млн шкурок. Доверчивые к людям, эти медвежата становились легкой добычей для охотников. Резкое сокращение численности этого зверя вынудило правительство Австралии сперва ограничить, а в 1927 году и запретить охоту на коал, но только к 1953-1954 годам их популяция начала понемногу восстанавливаться. Хотя коале присвоен статус lower risk (низкий риск), им по-прежнему угрожают пожары, вырубка эвкалиптовых лесов, а также клещи, завезённые в Австралию из Японии и Индонезии. В Австралии созданы коала-парки Лоун Пайн Коала под Сиднеем и Коуну Коала Парк под Пертом.